Разные IP за день, просмотры за день, общее число посетителей
Хобби-Центр
Главная
Карта сайта

Магазин полезных увлечений

 

г. Тула, пр-т. Ленина, 27

тел.: (4872) 36-36-67

 

 

 

 

Автомодели с самого начала

Автомодели с самого начала

 

Автор - Антон Бибилов (nitens)

Радиомоделизм - достаточно популярное хобби, которое не получает глобального распространения разве что только из-за своей дороговизны. Его направления достаточно многообразны и обширны, что позволяет каждому выбрать для себя тот класс моделей, который будет ближе лично ему. Остановимся на одном из наиболее популярных и быстроразвивающихся направлений данного хобби, на автомоделизме.

Вы никогда не задумывались, почему тысячи людей по всему миру, имея настоящий автомобиль, семью и занимающие не самую последнюю должность, часами сидят с инструментом в руке, проводя настройку своего электрического миниболида? Откуда такая тяга к моделям? Почему некоторых за уши нельзя оттащить от витрин магазинов, заваленных данной продукцией? Трудно сказать. Возможно, что всё дело в постоянном стремлении человека к созданию чего-нибудь; к самоутверждению через конструирование... Впрочем, это уже тема отдельной статьи. Сегодня же речь пойдёт о том, как правильно выбрать модель тем, кто уже решился влиться в дружный круг автомоделистов. В данной статье рассматриваются только модели с электродвигателями, поскольку шасси с ДВС не так популярны и являются менее распространёнными. Итак, начнём...

 

Выбор класса автомоделей

Для начала необходимо определиться с тем, чего вы ждёте от приобретаемой автомодели. В каких соревнованиях собираетесь участвовать, и собираетесь ли вообще. В настоящее время радиоуправляемые модели автомобилей (в статье мы говорим только о моделях с электродвигателем в масштабе 1/10, 1/12, 1/14 и 1/24) можно разделить на следующие классы:

  • Багги
  • Внедорожные автомобили
  • Монстры
  • Грузовики
  • Формула-1
  • Ралли
  • Автомобили класса Туризм (DTM)
  • Микромодели Mini-Z

 

Остановимся подробней на каждом из классов.

Багги

Данная категория представлена моделями с задним или полным приводом, предназначенными для скоростной езды по бездорожью. Автомобили этого класса отличаются очень большими ходами подвески, крупными колёсами с покрышками, имеющими мощные грунтозацепы. Официально, соревнования моделей данной категории практически нигде не проводятся. Рекомендуется людям, которым хочется погонять что-нибудь для души на разбитой дачной грунтовке. Цены на модели данного класса колеблются в районе от 50 до 250$.

Наиболее интересные модели данной категории:

Для начинающих: Tamiya Blazing Star 4 WD, Tamiya Manta Ray 4 WD, Tamiya Fighter Buggy RX 2 WD

Среднего уровня: Kyosho lazer 2000 4 WD

Профессиональные: Associated RC10D3, Team Losi XX-4, Team Losi Triple-X

Внедорожные автомобили

Эта категория стоит очень близко к предыдущей, исключая то, что модели данного класса внешне копируют реально существующие серийные внедорожники. Масштаб изготовления 1/10 или 1/12. Соревнования данного класса в России не проводятся. Цены колеблются от 80 до 300$.

Самые интересные модели данной категории выпускает фирма TAMIYA:

Mitsubishi Pajero Metaltop wide

Honda CR-V

M1025 HUMMER

Монстры

Чисто любительский, малочисленный класс. Модели данной категории отличаются очень большими колёсами, полным или задним приводом, причём у некоторых шасси данной категории и передняя и задняя оси являются поворотными. Цены колеблются в очень большом пределе. Наиболее дешёвые модели данной категории стоят около 70$, а наиболее дорогие больше 300.

Лучшие модели класса:

Для начинающих: Tamiya Clod Buster

Среднего уровня: Kyosho USA-1, HPI RS4 MT

Профессиональные: Tamiya Juggernaut, Yokomo MR4-MT

Грузовые автомобили

Данная категория предназначена исключительно для любителей грузовиков. Соревнований подобных моделей не проводят, но они представляют немалый интерес ценителей точных копий автомобилей. В большинстве случаев модели данной категории имеют трёх - ступенчатую механическую коробку передач, привод на заднюю (или задние) ось. Стандартным масштабом является 1/14. Цены очень высокие. Самая дешёвая модель этого класса стоит около 300$. На сколько мне известно, такие модели выпускает только TAMIYA.

Формула-1

Весьма специфическая категория автомоделей, состоящая только из моделей болидов Формулы-1 с приводом на задние колёса. Модели выполняются в масштабе 1/10 или 1/12. В последнее время соревнования данной категории практически не проводятся, что плохо сказывается на их распространённости.

В России встречаются из данного класса только модели фирмы Tamiya на шасси F-103.

Ралли

Этот класс автомоделей составляют машины на специальных, раллийных шасси, которые предназначены для гонок по неровным поверхностям, например по грунтовке. Модели данного класса занимают промежуточное положением между Багги и Автомобилями класса туризм.

В последнее время категория ралли начинает набирать всё большую популярность и круг обладателей такими моделями постепенно расширяется. Цены колеблются от 160 до 300$.

Лучшие представители класса:

Tamiya TB-01

HPI RS4 Rally

Yokomo MR4 Rally

Автомобили класса Туризм (туринговые автомобили)

Самый распространённый и самый мощный класс. Модели на данных шасси являются самыми технически продвинутыми. Количество всевозможных опций к ним просто не ограничено. Предназначены для гонок по ровным поверхностям (либо специально подготовленный ровный асфальт, либо ковёр из особого материала) и способны набирать весьма высокие скорости (около 100 км/час и более).

Cамые лучшие и интересные шасси категории:

Для начинающих: Tamiya TA-03, Tamiya TA-02

Среднего уровня: HPI RS4 Pro2, Tamiya TA-04, Tamiya TB-EVO, Kyosho KX-One, Kyosho TF-4 Type-R

Профессиональные: HPI RS4 Pro3 (HPI Pro3), Yokomo MR4 TC-Pro, Assoсiated TC3, Team Losi XXX-S, Tamiya TB-EVO II

Микромодели Mini-Z

Данная категория моделей появилась достаточно недавно и ещё не успела завоевать столь высокую популярность, как у более габаритных собратьев. Модели этой категории выпускаются в масштабе 1/24. Примечательным является тот момент, что источником питания для них служат обычные пальчиковые батарейки размерности АА или ААА. При этом время работы существенно выше, нежели у более крупномасштабных моделей ( что и не удивительно, при использовании полуторовольтных моторов). Стоит всё это удовольствие около 200$.Наиболее полно на рынке представлены модели фирмы Kyosho.

Выбор шасси

Мы не будем останавливаться подробно на всех классах автомоделей, а рассмотрим только два наиболее популярных из них: ралли и туризм.

Шасси категории ралли

Как уже отмечалось выше, модели данного класса имеют специально подготовленные шасси, которые изначально были приспособлены к тяжёлым условиям эксплуатации. Наиболее известными фирмами, изготавливающими в настоящее время такие модели, являются TAMIYA, HPI, Yokomo, Team Losi и Kyosho. Как же выбрать именно то, что вам нужно? Давайте разбираться. Раллийному шасси придётся принимать на себя огромные нагрузки при скоростном движении по грунтовке, прыжках и столкновениях. Имеется большая вероятность высоких тепловых нагрузок на мотор и аккумулятор. А также, несомненно, будут воздействовать различные неблагоприятные факторы внешней среды, такие как вода (совсем не дистиллированная), пыль, грязь, песок и т.д.

Исходя из этого, настоящее раллийное шасси уже в стандартной комплектации должно иметь следующие пункты:

  • Защитный кожух, прикрывающий все элементы трансмиссии и электронику от внешних воздействий
  • Большой клиренс (Клиренс - дорожный просвет; расстояние от опорной плоскости до самой низко расположенной части транспортного средства.)
  • Длинноходная подвеска
  • Радиатор мотора
  • Покрышки с мощными грунтозацепами

В наибольшей степени данным требованиям отвечают следующие шасси. Это ТВ-01 от фирмы Тамия, RS4 Rally от HPI и, недавно появившееся шасси, Yokomo MR4 Rally. Однако HPI и Yokomo не имеют в стандартной комплектации радиатора мотора, зато отличаются очень длинноходной подвеской и высочайшим качеством изготовления, проигрывая по данному параметру только модели от Losi. Защищённость узлов трансмиссии наилучшая у тамиевского изделия. Самыми зубастыми покрышками также отличается ТВ-01. Многие считают обязательным наличие у моделей данного класса очень большого (2,5см. и более) дорожного просвета. Однако не стоит забывать, что это не багги и большой клиренс неизбежно приведёт к потере устойчивости. На мой взгляд, дорожный просвет в 18-20 мм. является более чем достаточным для данных шасси. Желательно, чтобы основа шасси была ванно-образной, что в наибольшей степени обеспечивает защищённость о пыли и грязи. Длинноходность подвески также весьма растяжимое понятие. Думаю, что подвеска, у которой колёса двигаются в верх выше уровня днища шасси, совершенно не нужна, так как применение таких ходов на практике невозможно.

Материал изготовления для данной категории большой роли не играет. Обычный пластик будет здесь даже в большем выигрыше, так как позволяет прощать многие удары на скоростях в отличие от графита и алюминия. Единственное место, которое должно быть изготовлено не из пластика, это места крепления амортизаторов к шасси. Именно в этом месте нагрузки наиболее высоки и пластик зачастую просто не выдерживает и трескается.

Также шасси должно содержать минимум потенциально ненадёжных деталей и элементов, таких как незащищённые ремешки, открытый кардан и т.д. Ремешки вообще, по сути, являются ненадёжными элементами применительно к раллийной технике. Постоянное проникновение песчинок между ремнём и шестернями ведёт к его быстрому износу или, в некоторых случаях, даже обрыву. Таким образом, можно сделать вывод о том, что карданная передача является наиболее выгодной в применении на шасси этого класса.

При некотором количестве тюнинга, шасси данной категории могут составить вполне достойную конкуренцию и туринговым моделям на асфальте. Именно благодаря этому, раллийные шасси могут очень быстро завоевать высокую популярность драйверов, особенно начинающих.

Туринговые, или спортивные автомобили

Данная категория моделей в настоящее время пользуется наибольшей популярностью. В первую очередь из-за того, что именно на этих шасси проводятся многочисленные соревнования автомоделей. Шасси данного класса конструктивно напоминают модели ралли, но лишены какой-либо защиты от пыли и грязи. Клиренс не превышает 15 миллиметров, а вместо раллийной резины используются специальные слики или покрышки с дорожным рисунком протектора. Чаще всего используется ременной привод на все колёса.

Для спортивных шасси не является важным тот момент, какой тип привода на них используется (ременной или карданный). Здесь всё решается исключительно собственными предпочтениями. К плюсам ременного привода можно отнести его большую, по отношению к кардану, пластичность. Количество различных вариантов, которых можно добиться, используя данный тип привода, практически неограниченно. В настоящее время имеются приемники и карданного и ременного привода. Большинство моделистов сходятся на мнении, что ременной привод имеет много меньшие потери на трении, нежели карданный. Поклонники же кардана приводят, в свою очередь, другой довод. Кардан полностью лишён потерь на растяжение. На мой взгляд данный момент является больше дискуссионным, нежели принципиальным. Желательно, чтобы в шасси было как можно меньше деталей, изготовленных из пластмассы. Чаще всего, материалом для изготовления служит карбон или графит.

Модели данной категории являются также наиболее тяжёлыми в настройке. Количество предлагаемых тюнинговых деталей в настоящее время просто неограниченно и зависит только от вашего материального состояния и потребностей.

Основные требования к моделям данной категории:

  • Полный привод
  • Наличие большого числа опций
  • Отсутсвие, или малое количество пластмассовых деталей
  • Масляные амортизаторы
  • Низкое расположение центра тяжести
  • Наиболее популярные туринговые модели выпускают фирмы: HPI, Yokomo, Assotiated, Team Losi, Shumacher, Tamiya и GM.

Общие критерии выбора модели

1) Перед приобретением той или иной модели необходимо подробно ознакомиться с её техническими характеристиками, такими как масштаб изготовления, габаритные размеры, передаточные числа трансмиссии, клиренс, снаряжённый вес, наличие мотора и т.д.

2) Выясните наличие необходимых опций для данной модели, так как для некоторых шасси их не выпускают.

3) Многие склонны говорить о таком моменте, как потери на трении в трансмиссии. Как уже отмечалось выше, считается, что наименьшие потери на трении у моделей с ременным приводом, а наибольшие - с карданным. На самом деле каждый из данных типов привода имеет свои плюсы и минусы. Давайте разберёмся, в чём же отличия кардана от ремня.

Кардан представляет собой металлический (или какой другой) вал, на концах которого прикреплены шестерёнки, соединённые с редуктором и мотором. Мотор передаёт момент на кардан, а он, в свою очередь, через имеющиеся на нём шестерни, распределяет его между редукторами. Карданная трансмиссия позволяет достигать очень высоких скоростей на прямой, но в поворотах, скорость несколько теряется.

Ремень, по сути, выполняет те же функции, но передаёт момент (в большинстве случаев) сразу на дифференциалы. Эта система приобрела в последние годы большую популярность, но так и не смогла вытеснить трансмиссию с карданом. Ремень снашивается быстрее, чем шестерни на кардане, а в некоторых случаях может даже рваться. Он намного сильнее кардана подвержен загрязнению, так что применение его на раллийных и внедорожных моделях попросту не оправдано. Однако и здесь имеются исключения. Американская фирма Losi, например, выпустила модель Rally Weapon, в которой вся ременная трансмиссия полностью закрыта от проникновения грязи.

В итоге любая современная автомодель является конкурентоспособной вне зависимости от типа привода, примененного на ней. Здесь, как говорится, дело вкуса и привычек.

Деньги-деньги...

Итак, посмотрим, на что и зачем вы будете тратить свои кровные денежки при содержании автомодели. Уже с момента покупки модели вы должны приготовиться к тому, что к ней необходимо приобрести такие комплектующие, как аппаратуру управления, аккумулятор с зарядным устройством, регулятор скорости, а в некоторых случаях (в основном на дорогих шасси) даже мотор и кузов. Что тут говорить, довольно внушительный список, но какое огромное удовольствие вы получите, при первом запуске. Вас несомненно будет распирать от гордости за свой высокий интеллект, позволивший вам собрать всю эту абракадабру. Средний комплект обойдётся вам примерно в 140 - 160 долларов США. Он включает аппаратуру управления Hitec Ranger 2 AM 27 MHz, аккумулятор на 1600 MAh в комплекте с зарядником фирмы NIKKO и электронный регулятор скорости Hitec SP-560.

Возможно, потом вы захотите перейти на более высокий уровень электроники, но мне такого комплекта хватает и сейчас. Только аккумулятор заменил. Хорошая аппаратура управления в настоящее время стоит 200 - 300$, высококачественный регулятор скорости без реверса 75 - 150$. Если вдобавок менять стандартные рулевые машинки (сервомеханизмы), то это ещё дополнительные 20 - 130$ за одну штуку в зависимости от показателей и фирмы изготовителя.

Вероятно, что в скором времени возможностей стандартного мотора вам покажется недостаточно и захочется установить систему помощнее. Если устанавливать стоковый мотор (27 витков), то он обойдётся вам в 20-35$, в зависимости от фирмы и характеристик. Более мощные модифицированные моторы (14 витков и ниже) стоят, соответственно, дороже. Один такой движок обойдётся вам в сумму от 30 до 100 и более долларов США. Очень хорошие моторы выпускают следующие фирмы: INTEGY, Team Orion, GM, Trinity.

Многие модели в стандартной комплектации не имеют шариковых подшипников. Вместо них применены обычные пластиковые втулки. Они достаточно быстро изнашиваются, да и потери на трении из-за них намного больше. Так что необходимой станет и установка подшипников. Фирменный набор обойдётся покупателю в сумму от 40 до 120$. Эти наборы не представляют из себя ничего особенного (простые закрытые подшипники, зачастую даже одинакового размера по всей модели). Лучше подобрать в магазине подшипники нужного размера, что будет намного дешевле, а по качеству не хуже.

Если вы решили превратить свою модель в экстремальный болид, то готовьтесь к большим затратам. Различные фирмы в настоящее время выпускают невероятное количество всевозможных наборов опций для моделей (Опции - дополнительные комплектующие к модели, которые имеют более высокие качественные показатели, чем стандартные детали.). Цены на них варьируют в очень широких пределах, в зависимости от изготовителя, материала, из которого изготовлена деталь и самой детали. Особенно дорогими являются алюминиевые запчасти (или из других сплавов: магниевого и даже титанового). Несомненно придётся заменить полуоси передней подвески на ШНРУСы (ШНРУС - шарнир неравных угловых скоростей; шарнир, характеризующийся тем, что при равномерном вращении ведущего вала, скорость ведомого вала постоянно изменяется). Данная опция даёт большие преимущества, при прохождении поворотов, не говоря уже о том, что сломать опциональный ШНРУС намного сложнее, чем стандартный.

Некоторые детали, возможно, придётся менять из-за их поломки. Чаще всего это случается с бамперами, основой шасси и деталями подвески. Какое-то количество средств обязательно будет уходить на такие бытовые вещи, как смазка, средства чистки, краска и т.д.

Вообще разнообразие всевозможных опций и материалов для ухода за моделью настолько велико, что рассматривать их в данной статье просто не имеет смысла. Главное, наметить общую тенденцию направления денежных трат.

Выбирайте модель по своему вкусу и удачных вам покупок!

Стоит отметить, что цена - показатель временный, и очень быстро меняется. Что-то дорожает, а что-то дешевеет.